Кто построил Суэцкий Канал

Многие правители Древнего мира были озабочены тем, как соединить Красное и Средиземное моря. Египетский фараон Нехо II ( 609-595 до н.э.) попытался построить Суэцкий канал и в результате только загубил 120 тысяч рабов. Персидскому царю Дарию удалось прорыть канал от Красного моря к Нилу, о чём он сделал запись на каменных скрижалях. В итоге из-за частых войн канал оказался засыпан песком, и о нём позабыли.

Суэцкий канал Восточное побережье

Wikimedia Commons

Французский император Людовик XIV так же хотел соорудить искусственный морской путь, а позже и Наполеон раздумывал над этим. По подсчётам придворных советников проект сулил большие выгоды. Торговые суда из Индийского океана имели бы возможность через Суэцкий канал кратчайшим путём попадать в Средиземное море, к берегам Франции и далее в Атлантический океан. Африку огибать не пришлось бы, что сократило бы путь на 10-15 тысяч километров. А если торговый путь соединит три континента — Африку, Азию и Европу, то владеющий каналом человек станет правителем мира и самым богатым. Но реализовать проект ни Людовик XIV, ни Наполеон так и не смогли. Технически было непросто построить Суэцкий канал. Недостаточно согнать людей, вооружить их лопатами и приказать копать.

И всё же нашёлся француз, который буквально «заболел» идеей прокладки канала. Это Фердинанд де Лессепс (1805-1894) — дипломат, юрист по образованию, инженер.

Фердинанд де Лессепс

Wikimedia Commons

В 1825-1949 гг. он работал на дипломатическом поприще в странах Европы и Африки. С 1831 г. по 1837 г. служил консулом в Египте и был в дружеских отношениях с тогдашним правителем страны Саидом-пашой. Лессепсу удалось убедить его в том, что канал жизненно необходим и чрезвычайно выгоден. Саид-паша выдал Лессепсу концессию на строительство канала на следующих условиях: египетское правительство будет получать 15 % валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен стать собственностью Египта.

Фердинанд де Лессепс создал «Всеобщую компанию Суэцкого канала» для сбора средств на постройку. Совместный технический проект разработали два французских инженера Мужель и Ливан и инженер из Италии по фамилии Негрелли. 

Суэцкий канал

Wikimedia Commons

Требовалось собрать по меньшей мере 20 миллионов франков. Было выпущено 400 тысяч акций по 500 франков каждая. Но никто их особо не покупал. Французы приобрели всего лишь 1 000 акций. Но Лессепс не сдавался. Он содействовал переговорам с Россией, Австрией и Пруссией. Но собранных средств всё-равно не хватало. Тогда Франция решила пойти на риск и купила 53 % акций. Египет последовал её примеру и приобрёл 44 %. И в апреле 1859 г. у побережья Средиземного моря на севере появился палаточный городок для рабочих.

Всем руководил Лессепс и старался по максимуму обеспечить стройку машинами, медикаментами и продовольствием. Рытьё Суэцкого канала велось в сложных климатических условиях: днём иссушающая жара, ночью — холод. Разразившаяся эпидемия холеры уносила десятки жизней. Возникли трудности с подвозом продовольствия и питьевой воды. Наёмники из Франции и собранные по всему Египту феллахи работали из рук вон плохо. Названный в честь паши возникший город Порт-Саид уже в первые годы прокладки канала насчитывал 7 тысяч жителей. А всего на стройке трудилось до 60 тысяч египтян ежемесячно. Каждый месяц смена менялась.

Завершилось строительство Суэцкого канала осенью 1869 г. Для судоходства он был открыт 17 ноября. Его глубина составляла 8 м., ширина — около 22 м. В настоящее время глубина достигает 22 м., а ширина — более 100 м. В честь открытия канала в Порт-Саид прибыли суда из стран-участниц: Франции, Австрии, Пруссии и России. Итальянский композитор Джузеппе Верди по случаю празднества написал знаменитую «Аиду».

Суэцкий канал

Wikimedia Commons

Но и печальные дни не миновали судьбу канала. В 1975 г. возникли экономические трудности, и Египет продал свою долю акций британскому правительству. В 1880 г. канал стал англо-французским предприятием. Национализация Египтом Суэцкого канала привела к Недельной Суэцкой войне 1956 г. Англии, Франции и Израиля против Египта. Канал частично разрушили, часть кораблей потопили, судоходство приостановили до апреля 1957 г., когда канал расчистили с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

В результате Шестидневной войны 1967 г. Суэцкий канал снова закрыли. После окончания следующей арабо-израильской войны 1973 г. канал разминировали с помощью Военно-морского флота СССР и открыли для судоходства 5 июля 1975 г. Сегодня Суэцкий канал — собственность Египта. В настоящее время канал приносит больше прибыли, чем туризм и добыча нефти.

Автор Аксён Мишке 

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *