Мы говорим нашим детям, что тяжёлый труд всегда окупается. Что происходит, когда они терпят неудачу

Наша спортивная звёздочка в колледже, где я работаю, недавно заглянула ко мне в офис. Совершив несколько непростительных ошибок во время воскресного матча, она бичевала себя самокритикой. «Я не могу перестать мучиться, — призналась мне девушка. — Я в прекрасной физической форме и много тренируюсь. Как такое могло произойти?»

Эта студентка, как и многие другие, которым я преподаю, считает, что она обязана контролировать результаты своей жизни благодаря тяжелой работе. Это менталитет, граничащий с непобедимостью: ощущение, что все ночи, проведённые в библиотеке, и расписанный на месяцы вперёд календарь просто обязаны вести её по жизни так, как она это запланировала. Ничто не может остановить меня, кроме меня самого.

установка на успех

Я изучаю устойчивость у молодого поколения и замечаю тревожный сигнал у таких студентов, как эта спортсменка. Их вера в собственный усердный труд придаёт им некую условную уверенность: когда они выигрывают, то чувствуют себя сильными и умными. Успех, конечно, подтверждает их мышление.

Проблема возникает тогда, когда эти люди терпят неудачу. Они сокрушаются от чувства вины, когда не достигают намеченного. Ведь они были уверены, что всё будет хорошо. Если я могу контролировать свои достижения, рассуждают они, то мои неудачи являются полностью моей виной. Неудача означает, что я неспособный, и так может быть всегда. Двигаться дальше становится невероятно трудно.

Мы часто говорим о молодых людях, сражающихся с неудачей, потому что их родители с детства защищали их от любого рода дискомфорта. Но есть ещё кое-что, что играет роль, особенно среди привилегированных детей: установка, переданная любящими их родителями, которые ложно пообещали им, что можно достичь, чего угодно, если много для этого работать.

Унизительная, жестокая, грязная реальность жизни состоит в том, что вы можете сделать буквально всё, что в ваших силах, и всё равно потерпеть неудачу.

Психологи, изучающие учеников с высоким уровнем успеваемости, связывают это явление с неправильной трактовкой результатов исследования, которое показало, что похвала детей за их усилия повышает успеваемость. Идеи, популяризированные Стэнфордским психологом Кэрол Дуэк в бестселлере 2006 года «Мышление: новая психология успеха», проникли в учебные заведения по всему миру. Преподаватели стали реагировать на успехи студентов установкой на рост, хваля их усилия («Ты много работал!») вместо того, что бы хвалить способности учеников («Ты действительно умный!»). Подобная тактика может принести пользу экономически обездоленным учащимся, но она не обязательно помогает всем.

Возможное объяснение в своей исследовательской статье 2018 года дали психологи Суния Луфар и Нина Кумар, которые утверждают, что подростки, особенно из богатых семей, страдают от данной им установки, что усилие равняется успеху. «Проблема для них не в отсутствии мотивации и настойчивости, — говорят психологи, — а в нездоровом перфекционизме и трудностях с принятием поражения, потому что высокооктановая тяга к достижениям — превыше всего».

Когда родители требуют от своих детей совершенства, давая установку, что усилие — это царь, они ошибочно убеждают их в том, что они смогут преодолеть любое препятствие. Исследования показали, что молодые люди, которые движутся вперёд перед лицом недостижимых целей, испытывают физический и эмоциональный стресс. В исследовании, проведённом в 2007 году психологами Грегори Миллером и Карстеном Врошем, говорится, что девочки-подростки, стремящиеся достичь невозможных целей, показывают повышенный уровень СРБ — белка, который служит маркером системного воспаления, связанного с диабетом, болезнями сердца и другими заболеваниями. Исследование 2012 года, проведённое Лутаром и Сэмюэлем Баркином, обнаружило взаимосвязь между стремлением к совершенству у богатой молодёжи и их уязвимостью к злоупотреблению наркотиками и алкоголем, тревоге и депрессии.

Унизительная, жестокая, грязная реальность жизни состоит в том, что вы можете сделать буквально всё, что в ваших силах, и всё равно потерпеть неудачу. Для многих студентов донкихотская вера в то, что успех всегда в пределах их досягаемости, — это установка. Профессор Чикагского университета Лорен Эрлант называет это «жестоким оптимизмом», когда стремление к цели на самом деле вредит, потому что оно в значительной степени недостижимо. Учебные заведения обещают молодым людям вознаграждение за их тяжёлую работу, но такие обещания невыполнимы.

Взрослые должны помогать студентам в достижении успеха более здоровыми способами, развивая правильное отношение к неудачам. В колледже Смита, где я преподаю, проект «Рассказы» предлагает студентам поразмышлять над тем, как неудачи и ошибки сделали их сильнее. «Полезно наблюдать за собственной реакцией, когда что-то идёт не так, — говорит директор доктор Джессика Бакал. — Это может усилить вашу страсть к работе, которую вы делаете, или направить ей в совершенно новое русло – и в этом нет ничего плохого». Луфар и Кумар призывают родителей и учителей помогать студентам в поиске целей, которые им искренне нравится достигать, и которые влияют на мир. Исследователи обнаружили, что подростки, имеющие цель, больше удовлетворенны жизнью и психологически более зрелые.

Вместо того, чтобы позволять нашим детям бичевать себя, когда что-то идёт не так, как им хочется, мы могли бы остановиться и задуматься, почему так происходит, и кто в этом виноват. Мы же сами даём детям установку, что нужно «пахать», а если они этого не делают, мы называем их ленивыми. Давайте подумаем о том, что на самом деле вдохновляет наших детей, и давайте поймём, что важно не то, в насколько престижном учебном заведении будет учиться ваш ребёнок, а то, каким человеком он станет.

И не нужно давать детям установку на усердную работу без отдыха. От этого дети начинают думать, что могут контролировать всё, а это не так. Мы вредим нашим детям, намекая, что они могут подчинить жизнь своей воле. Нужно быть мудрыми и дать детям понять, что жизнь обычно бьёт нас по голове тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Люди, которые понимают, что «всякое случается», на самом деле быстрее достигают успеха в жизни.

Автор: Рэйчел Симмонс-директор программы лидерства Фиби Риз Льюис в Колледже Смита и автор книги «Она такая, какая есть: как помочь девушкам выйти за рамки невозможных стандартов успеха, чтобы жить счастливой, здоровой и полноценной жизнью».

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *