Галикарнас — столица Карии в 377-352 годах до нашей эры. Город считался самым процветающим на побережье Малой Азии, изобилующий дворцами и беломраморными храмами, посвящёнными богу войны Аресу и богине любви Афродите. Это была эпоха правления Мавсола. В центре города бил фонтан Салмакина, окружённый зелёными садами. В театре шли представления. Улицы наполнялись чужеземной речью, в гавань прибывали торговые суда с товарами из разных городов Средиземноморья. Будущий греческий историк Геродот родился именно здесь. Сейчас это небольшой турецкий порт Бодрум, в котором многие из нас бывали.
Но из сохранившихся сведений о правителе можно сделать вывод, что он был деспотом, собирал непомерные налоги со своих поданных, всячески их притеснял. Но именно царь Мавсол сделал Галикарнас процветающим. Он способствовал распространению греческого искусства и философии. О себе, любимом, он тоже не забывал и ещё при жизни приказал строить себе необыкновенной красоты гробницу.
Лучших архитекторов того времени Пифия и Сатира пригласили в столицу. Они и создали само здание. А мраморные фигуры богов, всадников и зверей для украшения мавзолея высекали скульпторы Скопас и Леохар. Чтобы усыпальница своим великолепием затмила все местные храмы и дворцы, её возводили в центре города. Но в 352 году за два года до окончания строительства карийский царь Мавсол умер, поэтому так и не увидел свой мавзолей во всём его величии. Жена правителя Артимисия заканчивала строительство гробницы для любимого мужа и денег не жалела. Но и она не дождалась полного завершения работ, умерла от горя и печали по скончавшемуся мужу. Так считали современники.
Гробница состояла из трёх ярусов. Нижний — это массивный цоколь-постамент прямоугольной формы, облицованный мраморными плитами и окружённый фигурами львов и всадников. По размерам примерно 43 метра в длину и 20 в ширину. По периметру постамента стояли 36 колонн. Это был второй ярус, который и поддерживал третий ярус — ступенчатую пирамиду. Мраморная колесница с четвёркой лошадей завершала верхушку гробницы. Трёхметровые статуи царя Мавсола и его жены Артемисии восседали в колеснице. Высота всей конструкции достигала 46 м. Если посмотреть на гробницу с одной стороны, то она очень напоминала классический греческий храм-усыпальницу, а с другой была похожа на пирамиду фараонов. Стены гробницы украшали мраморные рельефы с сюжетами из греческой мифологии, битвами кентавров с лапифами, героическими подвигами Тесея.
Мавзолей царя Мавсола или, как некоторые называют его, храм царя Мавсола, что не совсем точно, простоял почти девятнадцать веков. Казалось, он не подвластен времени и сохранится вечно. Даже мощнейшее землетрясение в VIII веке только повредило его, но не смогло разрушить. Гробница царя Мавсола в Галикарнасе подлежала восстановлению, но рыцари — иоаниты, пришедшие в столицу в XV веке, разрушили мавзолей полностью. А каменные остатки использовали для постройки своих храмов. И только в XIX веке, когда городом овладели турки и переименовали его в Бодрум, археологи из Европы нашли в стенах крепости остатки странных мраморных плит с рельефами из мифологии. Плиты выломали, перевезли в Лондон, так как археологи были в основном англичанами, и выставили их в Британском музее. Так постепенно и удалось узнать историю мавзолея царя Мавсола и воссоздать его внешний облик.
Автор Алёна Россомаха