Сибирская коллекция Петра 1

Сибирская коллекция Петра 1 — самое раннее археологическое собрание России, состоявшее из случайных находок, добытых в курганах Западной Сибири, Алтая и Саян в начале 18 в. История его возникновения любопытна. В 1715 г. уральский горнозаводчик Никита Демидов прислал в Петербург подарок по случаю рождения у государя сына — царевича Петра Петровича. Вместе с большой по тем временам суммой в 100 тыс. рублей супруга Петра 1 Екатерина Алексеевна получила набор примерно из двухсот древних золотых предметов «на зубок царевичу». Эти вещи были найдены «бугровщиками» — людьми, искавшими и грабившими древние курганы. Ознакомившись с подарком, Пётр 1 распорядился «приискать старинных вещей».

Сибирская коллекция Петра 1 в Эрмитаже фото

Золотая поясная бляшка со сценой нападения тигра на лошадь. V-IV вв. до н.э.

В этом же году сибирский губернатор князь М.П. Гагарин отправил в Петербург много предметов, конфискованных у бугровщиков. Таким образом, было положено начало первой коллекции скифских золотых изделий. В 1721 г. Пётр подписал указ, который под угрозой суровой кары запрещал переплавлять обнаруженные в земле «куриозные» драгоценные вещи. Это стало первым в мировой практике примером, когда памятники археологии брались под охрану государством.  

Но местные власти продолжали смотреть на деятельность бугровщиков сквозь пальцы, тайно поощряя их промысел. Это и понятно. Ведь львиная доля обнаруженных сокровищ оседала в карманах губернаторов и воевод. Тайная скупка «могильного золота» и сбор «подарков» в Сибири были организованы не хуже, чем сам поиск сокровищ. Только у красноярского воеводы Д.Б. Зубова в 1724 г. имелось в личной собственности древнего золота на несколько тысяч рублей. Огромные запасы «могильного золота» скопил и Гагарин, обвинённый позднее в казнокрадстве.

Сибирская коллекция Петра i фото

Золотая гривна – шейное украшение из полых трубок, между которыми расположены два орнаментальных ряда из круглых и ромбических гнезд, заполненных вставками из бирюзы, лазурита и стеклянной пасты. На верхней трубке – четыре фигурки симметрично лежащих тигров. IV—II вв. до н. э.

Много сокровищ прибавилось и к первоначальной коллекции. Сначала её хранили в Петровской кунсткамере, а в 1859 г. передали в Эрмитаж. С этого времени учредили Императорскую Археологическую комиссию, в обязанность которой входил сбор сведений о памятниках древности и розыск предметов старины, относящихся к жизни обитающих на огромных просторах России народов. С созданием комиссии раскопки на территории России стали централизованными. В Эрмитаж поступили сокровища из Майкопского кургана эпохи бронзы, из скифских царских курганов Келермесса, Солохи, Чертомлыка и др. Сибирская коллекция Петра 1 постепенно могла раствориться, если бы её предметы, пришедшие из разных культур, стали передавать в другие собрания Эрмитажа. Но уже на заре русской археологии учёные старались соблюдать важный принцип — сохранить комплекс находок. Благодаря этому подходу Сибирская коллекция осталась единым музейным собранием.

Сибирская коллекция Петра  1 фото

Поясная бляха «Схватка животных».
IV-III вв. до н.э. Золото, бирюза; литьё.

В настоящий момент это уникальное собрание насчитывает более 250 золотых и серебряных украшений общим весом около 30 кг. Большинство предметов выполнено в скифо-сибирском «зверином» стиле. Сам термин «скифо-сибирский стиль» обязан происхождением именно этой коллекции. Предметы относятся к разным эпохам и созданы разными народами, населявшими Великую Степь от Волги до Алтая. Они были извлечены на территории Северного Казахстана, Омской и Тюменской областей и Южного Урала. Здесь встречаются и произведения древне — иранских мастеров, созданные ещё до походов Александра Македонского. Есть и украшения безымянных племён, населяющих Сибирь в 7-8 вв.

Разнообразие изделий впечатляет: диадемы, височные кольца, перстни, колты, пряжки, серьги, браслеты, навершия мечей, отделка ножен, элементы конской сбруи, нашейные гривны, ажурные подвески со вставками из полудрагоценных камней. В основном это изделия, относящиеся к культуре скифов, сарматов и гуннов. В некоторых работах заметно влияние китайского искусства или греко-бактрийской художественной традиции. В частности культуры народа усуней. К сакскому периоду принадлежат бляшки в виде крылатых козлов, тигрогрифа, кабана, фигурные плакетки и композиции с изображением ландшафта.

Сибирская коллекция Петра 1

Золотой олень — символ золота скифов

Однако, больше всего в коллекции изделий работы скифских мастеров. Одно из них — изображение лежащего оленя с длинными ветвистыми рогами и запрокинутой головой — стало всемирно известным и символизирует золото скифов. Для скифских работ характерны великолепные изображения грифонов, оленей и крылатых рогатых кошек — хварнов. Скифские ювелиры были пристрастны к бытовым сценкам. Их священные животные — барс, грифон, дикий кабан — изображены с потрясающей реалистичностью. Как, например, на парных поясных застёжках 2 в. до н.э.

Сюжеты, представленные на ювелирных изделиях, тесно связаны с мифологией. Так, золотая композиция 5-4 вв. до н.э., найденная в Туве, представляет героя, поражающего мечом — акинаком дикого кабана. Невольно вспоминается рассказ Геродота о поклонении скифами богу войны в образе меча. Исследователи стремятся проследить аналогии скифских мифов с персидскими и индийскими. В Ригведе, например, фигурирует полубог Трит, убивший кабана.

Сибирская коллекция Петра I в Эрмитаже фото

Поясная бляха с изображением охоты всадника на кабана. Украшена вставками из синего непрозрачного стекла и коралла. III—II вв. до н. э.

Не менее интересный материал дало изучение изменение образа диких кошек на скифских изделиях. Их изображения не похожи на степных барсов или вымерших турангских тигров. В то время, как изображения оленей и лошадей идентичны реальным животным. Учёные предположили, что этих кошачьих уже не было на виду у кочевников, но они остались в памяти как некие тотемные животные. Поэтому их внешний вид претерпел изменения.

К сожалению, не сохранилось данных ни о местах находок сокровищ из Сибирской коллекции, ни об обстоятельствах их обнаружения. Установить точную датировку изделий практически невозможно. Сложно и определить, какому народу они принадлежали. Поэтому в научной литературе встречается мнение, что при огромной художественной ценности научная ценность собрания невелика. Однако, надо учитывать, что благодаря затее Петра 1 множество древних золотых изделий было спасено от плавильных тиглей хищников — бугровщиков. Кроме того, сосредоточенные в одном месте, они дали богатый описательный материал для выделения разных стилей развития ювелирного искусства. Эти находки помогают кое-что узнать о мифологии, религии и повседневной жизни народов Великой Степи.  

Автор Марина Величко  

 

 

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *