Откуда появились Змей Горыныч и Кощей Бессмертный

Змей Горыныч

По сравнению с Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным, которые оправданно считаются сложными и многогранными персонажами, Змей Горыныч кажется намного более простым и понятным.
Итак, что мы знаем из сказок? Откуда появился Змей Горыныч – огнедышащий змееподобный дракон с несколькими головами, число которых кратно трём? Он умеет летать, но крыльев у него при этом нет. Зато в наличии длинный хвост в виде стрелы и огромные когтистые лапы. Древнерусский сказочный злодей умеет плеваться огнём, но при этом обладает властью и над водной стихией.

откуда появился Змей Горыныч

Змей Горыныч в Сафари-парке на Кудыкиной горе. рядом с селом Каменка Задонского района

Обитает Змей Горыныч в каких-то немыслимых далях, где-то возле гор, на что может указывать его отчество (или это фамилия?) – Горыныч. Впрочем, возможно, и нет никакой связи с горами: в древности общеславянское слово «гора» означало не только собственно гору, но и лес. Так что «Горыныч» вполне можно перевести не только как «сын горы», но и как «сын леса». В таком случае этот многоголовый змей, изрыгающий огонь, мог родиться в народном сознании как олицетворение лесных пожаров, вызванных молниями.

Об этом говорит и  умении персонажа  летать с учётом того, что наличие у него крыльев в сказках почти не упоминается. Змей Горыныч – персонифицированная форма страшной и разрушительной огненной стихии, бьющей прямо с небес вместе с дождём и уничтожающей все живое. Отсюда и его, казалось бы, взаимоисключающее умение повелевать одновременно и огнём, и водой. Кроме того, летящий по небу злодей издали очень уж напоминает извилистый зигзаг молнии.

Да и желание этого сказочного персонажа всех проглотить тоже навевает ассоциации с ненасытным пламенем, пожирающем всё на своем пути. Об огненной природе Змея Горыныча говорит и его способность отращивать новые головы взамен отрубленных. Точно так же в пламени огня появляются новые языки, когда его пытаются потушить. Да и вообще огонь в представлении наших далёких предков был очень похож на змею: он так же ползает по земле и так же смертельно «кусается».

При этом Змей Горыныч, так же как и Баба-Яга, предстаёт стражем границы между двумя мирами, которого должен одолеть главный герой для перехода на новый уровень. Только Баба-Яга охраняет периферию загробного мира, а Змей Горыныч стоит прямо на его границе. Эта граница – огненная река Смородина, возле которой и обитает монстр (к вкусным и красивым ягодкам название реки не имеет абсолютно никакого отношения. Оно образовано от древнерусского слова «смород», означающего «смрад, неприятный запах».

Эта река, по преданиям, отделяет миры, а через неё перекинут Калинов мост, по которому можно попасть в загробный мир. Название моста, кстати, тоже не имеет отношения к растениям: «калинов» означает «раскалённый». Таковым он считается потому, что находится прямо под огненной рекой. Змей Горыныч ревностно охраняет этот мост и не позволяет всяким царевичам беспрепятственно проходить по нему в иной мир и вызволять  оттуда пленных красавиц.

Есть и другие мнения о появлении образа трёхголового. Согласно одной теории, Горыныч – это злодей, олицетворяющий несметные татаро-монгольские полчища. Их опустошительные нашествия на Русь казались такими же бесконечными, как и постоянно отрастающие головы страшного змея: отразишь одно нападение, тут же с разных сторон наседают другие захватчики.

При этом нередко  нашествия татаро-монгол сопровождались страшными пожарами, что тоже отразилось в образе Змея Горыныча. Существует  также мнение, что татаро-монгольские воины уже тогда использовали порох. Скорее всего, они позаимствовали его у китайцев – первооткрывателей пороха, которые не догадались использовать взрывчатку в военных целях. Если это так, то можно вообразить себе, что подумали славяне, впервые увидевшие нечто вроде огнестрельного оружия. Они наверняка вообразили, что это ужасный змей, изрыгающий смертельное пламя.

Всем этим можно объяснить и постоянные требования Змеем Горынычем дани в виде красивых юных дев. Впрочем, любовь Змея Горыныча к представительницам прекрасного пола кроется в другом – в памяти о первобытных обрядах жертвоприношения. В глубокой древности славяне верили, что всё живое появилось из яйца священного змея. Древние поклонялись этому змею, полагая, что он повелевает водной стихией. Чтобы его задобрить,  ему преподносились кровавые жертвы. Может быть, Змей Горыныч – отголосок этих архаичных представлений?

Монстры в виде змей на протяжении всей хронологии человечества возникали у многих народов мира, причём независимо друг от друга. У древних греков была гидра и Ехидна, у евреев – Левиафан, у индуистов и буддистов – змееподобные существа Наги, у китайцев – священный дракон Лун. С чем же это связано?

Есть мнение, что прообразами всех этих мифологических змеев, в том числе Змея Горыныча, являются вполне реальные существа – когда-то обитающие на земле динозавры. Конечно, люди вряд ли на самом деле когда-нибудь видели динозавров, но наверняка натыкались на различные свидетельства их существования. Археологи по сей день находят в разных областях России многочисленные изображения ящеров, очень похожих на динозавров.

Поэтому, Змей Горыныч в какой-то степени реален. Впрочем, удивляться тут нечему: сказки, мифы и легенды – все это образцы глубокой мудрости наших предков, первые попытки человека объяснить такой сложный и удивительный окружающий мир.

А бессмертен ли Кощей?

Это не менее загадочный персонаж, получивший популярность в нашем фольклоре. Впрочем, его образ все же более прост – Кощей Бессмертный явно служит злу.
Откуда же взялся этот персонаж? Прежде всего, давайте разберёмся, что же это за имя такое – Кощей?

откуда появился кощей бессмертный

Версии:

1. Оно было образовано от слова «кость», и означало просто худого тощего человека или скрягу (оба определения подходят под описание нашего персонажа).

2. Его имя образовалось от древнерусского слова, означающего «раб, пленник». И это неудивительно, ведь во многих сказаниях персонаж находился в 300-летнем заточении, например, в подземелье.

3. «Кощей» может быть производным от слова «кош». Так в древние времена называли господ, впервые инициировавших рабство. Слово «кош» происходит от общеславянского слова, означающего «стан, поселение», а глав этих поселений называли кошевыми, что очень близко к слову «Кощей».

Вот тут-то и появляется отрицательная характеристика нашего персонажа: он – жестокий владыка, угнетатель, нарушивший древние правила родового равноправия и отнявший у женщин их социальную роль. Отсюда исходит и любовь Кощея Бессмертного к похищению женщин, и его воинственность, и жестокость, и желание заполучить как можно больше богатств. И тогда нет ничего удивительного, что в некоторых сказках, где Кощей оказывается в заточении, его пленяет именно женщина – волшебница или богатырша. Видимо, народная мудрость пыталась хоть в сказках отомстить за угнетение женского рода.

На тот факт, что Кощей воплощает в себе саму смерть, указывает его способность превращать всё живое в камень. Но Кощей может не только забирать жизнь, но и даровать её: в сказках, где злой — чародей предстаёт как пленник, герой номер один обычно, вопреки запрету, входит в темницу, и Кощей в обмен на еду и воду обещает ему избавление «от трёх смертей» или увеличение срока жизни.

К тому же Кощей Бессмертный, несмотря на свою внешнюю немощь, нереально силён, отлично владеет магией, обладает волшебным мечом и ездит на необыкновенном коне, которого почти невозможно догнать. Всё это заставляет читателей и слушателей сказок переживать за героя, который вынужден сразиться с Кощеем. Но в этом-то и заключается роль злобного чародея: несмотря на могущество и условное бессмертие, Кощей всегда оказывается побеждённым. А всё потому, что он – тот обязательный противник, победа над которым переводит героя на новый этап. Кощей Бессмертный в сказках – необходимое зло, которое нужно для роста и прогресса.

Автор Аксён Мишке

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *