Кража картины Виллема де Кунинга «Женщина-Охра»

Как хорошо мы знаем окружающих нас людей? Друзей, соседей, родственников… Такие ли все невинные, белые и пушистые, какими кажутся, или просто умеют хорошо скрывать тёмные стороны своей души? В Нью-Мексико жила-была супружеская пара по фамилии Алтер. Ни у кого никаких претензий к этой семье не возникало; вполне уважаемые, порядочные люди. Однако, после смерти супругов выяснилось, что громкое преступление 1980-х годов совершила именно эта всеми любимая, милая чета. Кража картины всемирно известного художника оставалась загадкой на протяжении десятилетий. И по сей день существует много вопросов, связанных с этим преступлением, ответы на которые мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

 Рита и Джерри Алтер всегда казались типичными американцами среднего достатка. С конца 1970 -х они жили в Клиффе на две скромные зарплаты. Джерри – любитель приключений и ценитель предметов искусства, был учителем, а Рита работала патологоанатомом. Супруги много путешествовали и посетили порядка 150 стран. Джерри даже написал и опубликовал несколько книг о своём опыте. Его горячо любимая, полная позитива жена Рита — сама доброта и терпение. Она всегда поддерживала Джерри во всех его начинаниях.

Джерри и Рита Алтер

Несмотря на кажущееся дружелюбие, супруги держались особняком. Со слов соседей, с виду они были прекрасной парой, которая, тем не менее, на протяжении десятилетий хранила страшный секрет. Джерри умер в 2011 году, а спустя 5 лет за ним последовала и Рита. У них остались двое взрослых детей, Варвара и Иосиф, а также любимый племянник Рон Роземан, который жил ближе к дому Алтеров, чем Барбара или Джозеф, поэтому именно ему и пришлось заняться наследством. Он выставил  дом на продажу и пригласил торговцев антиквариатом оценить имущество. Одним из этих арт-дилеров был Дэвид Ван Окер из Силвер-сити, который внимательно осмотрел весь дом Алтеров и очень заинтересовался одним конкретным произведением искусства середины XX века. Картина висела в главной спальне вдали от любопытных глаз и являла собой абстрактную интерпретацию обнажённой женщины.

Не в силах расстаться с картиной и опасаясь, что кто-нибудь другой может её украсть или выкупить, Ван Окер предложил 2 000 $ за всё имущество поместья. Это было меньше, чем Рон рассчитывал получить, но он был рад как можно быстрее покончить с наследственными делами. Ван Окер вернулся в Силвер-сити, однако картина не давала ему покоя. Он просто чувствовал, что она представляет собою нечто особенное, и был полон решимости выяснить, что именно. К счастью для него, Сильвер-Сити славится количеством проживающих в нём почитаемых художников. Многие их них захаживали в антикварный магазин Ван Окера, чтобы пополнить свои собственные коллекции. Через несколько дней после того, как Ван Окер выставил абстракцию в своём магазине, туда заглянул художник с острым глазом и сразу узнал в картине работу очень известного художника. «Это же Виллем де Кунинг!» — воскликнул он.

Виллем де Кунинг художник

Wikimedia Commons

Де Кунинг был голландским экспрессионистом, который переехал в Соединенные Штаты в 1960-х годах и стал самым высокооплачиваемым голландским художником во все времена. Работы Кунинга стоили от десятков до сотен миллионов долларов, поэтому врт-дилер сразу понял, что если это действительно работа Кунинга, то он сидит на золотой жиле. Сначала Ван Окер отказывался верить в такую удачу. Ну, никак нельзя наткнуться на картину такой исторической и денежной ценности в доме школьного учителя в маленьком городке в Нью-Мексико! Фантастика. И все же Ван Окер втайне надеялся, что это окажется правдой, и, поскольку все больше и больше посетителей магазина указывали на сходство произведения с работами де Кунинга, Ван Окер решил выяснить это раз и навсегда.

Когда торговец начал внимательно изучать творчество художника, он не поверил своим глазам. После нескольких часов поиска в интернете он нашел статью о Музее искусств Аризоны, в которой также упоминалась картина. В статье говорилось, что утром 29 ноября 1985 года в Тусон, штат Аризона, приехала неизвестная пара, чтобы посетить самый большой и популярный музей искусства. Было рано, музей готовился к открытию. Местный охранник отпирал вход, чтобы впустить сотрудника музея, когда к нему подошли пожилая женщина на вид лет 60-ти и молодой человек и завязали разговор. Пока женщина отвлекала охранника, болтая с ним о том, о сём, молодой человек смог проскользнуть в здание прямиком на третий этаж. Через несколько минут, как ни в чём не бывало, мужчина появился рядом с женщиной, и вместо того, чтобы войти в музей, они поспешно ретировались. Охраннику показалось странным, что люди, приехавшие специально к открытию музея, не вошли в него, а, наоборот, удалились. Он решил осмотреть залы музея. Как оказалось, камер видео наблюдения ни на территории, ни в самом музее не было, и это был единственный охранник. Он сразу понял, для чего приезжала таинственная пара. На третьем этаже в рамке отсутствовало известнейшее произведение искусства художника Виллема де Кунинга «Женщина-Охра».

Картина Виллема де Кунинга "Женщина-Охра"

Кража картины была расследована полицией, но безрезультатно. Полиция не нашла ни единого отпечатка пальцев. Единственным ключом к разгадке была ржавая спортивная машина без номера, на которой приезжала парочка.

Виллем де Кунинг, умерший в 1997 году, был одним из самых известных художников абстрактного экспрессионистского движения середины века. Ещё одна его картина «Женщина III“ была продана за $137,5 млн. Поскольку работы де Кунинга по сей день остаются одними из самых продаваемых произведений искусства в мире, об украденной картине не могли забыть, и все же тайна ограбления оставалась неразгаданной на протяжении десятилетий.

Пока арт-дилер Ван Окер снова и снова перечитывал статью, он начал осознавать реальность: похоже, он владеет бесценным, украденным произведением искусства! В ту ночь он лежал без сна с пистолетом в руке, готовый даже ценой своей жизни защитить картину. Он уже связался с музеем в Тусоне, и тамошнее начальство собиралось навестить его на следующий день. Прибывшие утром профессионалы не могли поверить своим глазам, когда увидели произведение искусства. Определили возраста картины, провели экспертизу подписи де Кунинга. Наконец, вынесли вердикт: картина подлинная. У Алтеров в спальне висела не просто всемирно известная картина. У них над кроватью, на видном месте висела знаменитая украденная картина.

Тем не менее, оставался вопрос: как люди среднего класса могли стать обладателями бесценной картины, которая теперь стоит 160 миллионов долларов? Осознавали ли они её ценность или сами причастны к похищению картины? В последующие месяцы всплыли подробности, свидетельствовавшие, что тихая пара не так уж и была невинна, как казалась. Как только началось расследование, некоторые пазлы их жизни просто не складывались. Супруги вели дорогой образ жизни, путешествия и отдыхая, несмотря на их ограниченный доход. Ещё более удивительным являлся тот факт, что в то время на их сберегательном счёте лежал миллион долларов.

Их изумленный, но преданный племянник Рон Роузман считает, что его тётя и дядя просто сделали хорошие инвестиции в своё время и были бережливы с деньгами, но доказательств этому нет. К несчастью для Рона, были найдены и другие улики. В 2018 году всплыла фотография, подтвердившая, что Джерри и Рита были в Тусоне на День Благодарения в 1985 году, всего за день до ограбления музея. Журналисты также обнаружили, что Джерри Алтер водил похожий спортивный автомобиль, который видел охранник. Кроме того, мужчина ежедневно вёл дневник, однако в день ограбления записи отсутствовали.

Многие считают, что фото роботы, составленные полицейскими, имеют поразительное сходство с Ритой и Джерри.

 

фотороботы преступников

Некоторые предполагают, что молодой человек был сыном Алтеров — Джозефом, а остроумный Джерри замаскировал себя под пожилую женщину. Вдобавок всплыл короткий рассказ, написанный самим Джерри. Это была история о двух женщинах, которые подружились с ничего не подозревающим охранником только для того, чтобы украсть изумрудный камень из-под его носа. В конце истории женщины поместили камень на самое видное место! Это не могло быть простым совпадением. Джерри описал замаскированную историю ограбления картины де Кунинга!

Хотя всё указывало на то, что покойные Рита и Джерри Алтер виновны в краже картины, все улики были косвенными. По состоянию на февраль 2019 года дело все ещё было открыто. Люди, знавшие Алтеров, сомневаются, что те могли совершить что-либо подобное, и утверждают, что фотороботы совсем на Риту и Джерри не похожи.

Сегодня картина находится в безопасном месте в Музее искусств Университета Аризоны, который находится на реставрации. Хотя расследование и продолжается, арестов в связи с этим преступлением не производилось. Мир никогда не узнает, действительно ли Алтеры совершили это ограбление, но это не меняет того факта, что такая история — на века. Существуют и другие картины, украденные из музеев, но история кражи этой картины уникальна в своём роде.

Автор Аксён Мишке

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *