Дзенские истории

Учение Дзэн (Дзен) на основе буддийского мистицизма имеет богатую историю повествования. На самом деле, почти вся человеческая раса любит любые рассказы, не только дзенские истории. А почему? Потому что мы можем отождествлять себя с их героями. Рассказы, реальные они или нет, вызывают у нас эмоции. Мы как бы примеряем на себя те или иные ситуации, часто узнаём себя в одном из персонажей.

Будда - Дзенские истории

Чтобы чему-то научиться, нам нужно это прочувствовать. Истории — это мудрость в отличие от знаний, которые мы приобретаем в школе или ВУЗе. Конечно, попугаеподобный тип обучения служит хорошей основой для создания необходимого фундамента для реализации определённых задач, но реальной пользы в нём не много. Ни школа, ни институт не учат нас, как жить. А это главное. Мы можем иметь престижное образование и быть высококлассными специалистами в своём деле, но не чувствовать себя счастливыми.  

Я люблю дзенские истории. Не только потому, что нахожу их забавными. Они мне нравятся, потому что их цель — преподать урок. Кроме того, рассказы Дзен выходят за рамки Дзен. На самом деле это просто жизненные истории, рассказанные простым, доступным для понимания каждого языком. Они говорят о простых истинах, и каждый, читая рассказы Дзен, вынесет из них что-то полезное для себя. Это своего рода взгляд внутрь себя, позволяющий найти дорогу к миру и истинному счастью.

Дзенские истории лишь указывают путь. Не принимайте их за истину. Смысл не в том, чтобы слепо верить, а в том, чтобы развить уверенность в правильности своей жизни. Мы все должны проживать лучшую жизнь и в конечном счёте обрести мир внутри себя и быть в согласии с другими. Ниже некоторые из моих любимых дзенских рассказов. К каждому из них можно применить определённый принцип.

  1. Всё меняется

«Судзуки Роши, я слушаю Ваши лекции о буддизме в течение многих лет, — сказал студент после урока, — но я просто не понимаю. Не могли бы Вы изложить это в двух словах? Можете ли вы свести буддизм к одной фразе?» Все засмеялись. Судзуки рассмеялся тоже. «Все меняется, — сказал он, — у кого ещё есть вопросы?»

Объяснение: одна из главных философий буддизма состоит в том, что буквально всё в жизни непостоянно. Судзуки Роши и имеет в виду это непостоянство, говоря: «Всё меняется». Это очень глубокое учение, но я попытаюсь сформулировать его так, чтобы можно было понять и сразу начать применять этот принцип в своей жизни.

Можно часами раздумывать над этим, но так и не осознавать всей величины принципа непостоянства. А всё очень просто. Вы непостоянны, ваши близкие непостоянны, ваш дом непостоянен, даже наша планета непостоянна. Ничего не постоянно.

«Ну и что?» — скажете вы в ответ. Почему это так важно? В двух словах звучит так: одна из главных причин, по которым мы страдаем, — это цепляние за вещи. Нам нужно жить, осознавая постоянно меняющуюся природу реальности и ценя настоящий момент. Дело не в том, чтобы отпустить, а в том, чтобы вообще не хвататься. Уловили? Если мы научимся так жить, то сможем обрести покой в повседневной жизни. Не цепляйтесь ни за что.

  1. Опорожни свою чашку

Профессор из университета пришёл к Нан-ину — японскому мастеру эпохи Мэйдзи (1868-1912), чтобы узнать о философии Дзэн. Нан-ин подал чай. Он налил гостю полную чашку и продолжал лить. Профессор почувствовал, что больше не может сдерживаться.  «Остановитесь! Чашка переполнена, больше не войдет!»

«Вот так же и ты, как эта чашка, полон собственных мнений и суждений. Как я могу показать тебе дзен, если ты ещё не опустошил свою чашку?» — ответил Нан-ин.

чашка с блюдцем

Giphy

Ну, здесь всё понятно, я думаю. Объяснения излишни. Так и есть.

  1. Не-суждение

Давным-давно жил-был старый фермер. Однажды его лошадь убежала. Услышав новость, к нему пришли соседи. «Какая неудача», — сочувственно вздыхали они.

«Возможно», — ответил фермер.

На следующее утро лошадь вернулась с тремя другими дикими лошадьми. «Как чудесно!» — воскликнули соседи.

«Может быть», — ответил старик.

На третий день сын фермера попытался оседлать одну из диких лошадей, был сброшен ею и сломал ногу. Соседи снова пришли выразить сочувствие по поводу его несчастья.

«Может быть», — ответил фермер.

На четвёртый день в деревню приехали военные, чтобы призвать молодых людей в армию. Увидев парня со сломанной ногой, они прошли мимо него. Соседи поздравили фермера с тем, как хорошо всё обернулось.

«Возможно», — сказал фермер.

Объяснение: фермер практикует не-суждение. Он понимает истинную природу жизни и знает точно, что ни о каком событии нельзя судить как о «конце».  Жизнь — это не спектакль и не кино. Нет определенных вещей, разделяющих один момент от другого, и нет идеально сформулированного конца, к которому всё стремится.

Всегда есть завтра. И был ли день хорошим или плохим, неизвестно. Из любого хорошего может выйти что-то плохое и наоборот. Хорошее и плохое тесно взаимосвязаны. На самом деле это две стороны одной медали. Если всё кажется идеальным, то это не так. Если вам кажется, что в вашей жизни наступил Армагеддон, это тоже не так. Всё может измениться в одно мгновение, во все времена, которые, кстати, тоже меняются.

Это не значит, что мы не можем быть счастливы и радоваться хорошим событиям. Напротив, это означает, что для обретения покоя и счастья мы должны жить с осознанием этой истины. Просто подумайте об этом, понаблюдайте за своей жизнью через призму этого принципа. Одно это само по себе может дать вам чувство покоя.

  1. Будь боссом

Внезапно по дороге галопом промчалась лошадь с наездником. Казалось, человек спешил по важному срочному делу.

Другой человек, стоявший на обочине дороги, крикнул: «Куда ты так мчишься?», и человек на лошади ответил: «Понятия не имею! Спроси мою лошадь!»

скачущий на лошади человек

Giphy

Объяснение: это короткий, но хорошо известный дзэнский рассказ, за которым стоит мощнейший смысл. Лошадь символизирует нашу энергию привычки. История показывает, как мы обычно живём, во власти нашей старой привычки энергии, которая была установлена не нашими намеренными действиями, а нашим окружением и бессмысленной деятельностью.

Лошадь тянет нас за собой, заставляет бежать, куда глаза глядят, спешить, и мы даже не знаем, зачем. Если бы мы время от времени останавливались, чтобы спросить себя, зачем мы так много бегаем, то может и получили бы ответ, но он никогда не бывает очень хорошим. Мы просто так привыкли, так нас учили жить.

Но сколько бы мы ни бежали, это ни к чему не приведёт. Нам нужно научиться, как взять власть в свои руки и показать лошадке, кто здесь хозяин.

Ты босс, ты всегда был боссом, так что веди себя соответственно.

  1. Наблюдай за собой

Жила-была пара акробатов. Учителем был бедный вдовец, а ученицей — девочка по имени Меда. Акробаты выступали каждый день на улицах, чтобы заработать себе на пропитание. Их номер заключался в следующем: учитель балансировал на голове высокий бамбуковый шест, в то время как маленькая девочка медленно поднималась на его вершину. Поднявшись наверх, она оставалась там, пока учитель ходил по земле.

Обоим исполнителям нужно было сохранять полную сосредоточенность и баланс, чтобы предотвратить травмы и благополучно завершить выступление. Однажды учитель сказал ученице:

«Послушай, Меда, давай сделаем так: я буду наблюдать за тобой, а ты — за мной. Таким образом, мы поможем друг другу сохранить концентрацию и равновесие, и предотвратить несчастный случай. Тогда мы наверняка голодными не останемся».

Но девочка была мудра и ответила: «Дорогой учитель, я думаю, что для каждого из нас будет лучше следить за собой. Заботиться о себе — значит заботиться о нас обоих. И тогда, я уверена, мы избежим несчастных случаев и заработаем достаточно на еду».

Объяснение: этот рассказ иллюстрирует, что забота о себе — самое большее, что мы можем сделать, чтобы позаботиться о других. Вообще это не дзэнская история, но говорят, что она была рассказана самим Буддой.

Научившись заботиться о своём уме и теле, вы начнете относиться к окружающим с большим состраданием, любовью и добротой и окажете более позитивное влияние на окружающий мир в целом. Нет разделения: забота о себе (в духовном смысле, а не в материальном) равна заботе о других.

В частности, заботясь о себе, Будда имел в виду осознанность. Будда также сказал, что, заботясь о других, проявляя к ним сострадание и доброту, мы так же заботимся и о себе. А вы любите дзенские истории? 

Автор Алёна Россомаха

Share

вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *